На повестке дня были следующие вопросы:
К обсуждению были приглашены представители министерства образования Свердловской области и образовательных организаций, реализующих программы на основе принципов дуального образования:
Спикеры поделились собственным опытом в области практико-ориентированного обучения и проблемами, с которыми сталкивается каждая образовательная организация.
Рассказав о разработках Образовательного центра группы ЧТПЗ, Андрей Александрович Сальцев обратил внимание слушателей на то, что обучение сотрудников имеет отсроченный во времени результат. При подготовке дуальных программ образовательная организация должна ориентироваться на то, какой сотрудник требуется предприятию сегодня, и какой будет востребован через несколько лет. Соответственно, удовлетворенность предприятия кадрами будет во многом зависеть от того, насколько корректно до образовательной организации доводятся планы развития и модернизации компании.
Открытие на Урале межрегионального центра компетенций становится мощным толчком к упорядочению разрозненной практики и стандартизации процессов. Также незаменимым в плане выстраивания карты профессиональных компетенций является опыт WorldSkills. Полина Евгеньевна Бакаева на примерах показала, что прежде чем проводить оценку чужих компетенций, образовательная организация должна оценить себя и своих преподавателей.
Елена Николаевна Байдало поделилась практикой реализации системы наставничества, которую Екатеринбургский экономико-технологический колледж реализует совместно с предприятиями-партнерами уже не первый год. Наставники являются носителями корпоративных стандартов и передают их обучающимся, берут на себя такие функции как адаптация и введение в профессию. Колледж также реализует программы обучения самих наставников.
Елена Николаевна Коваленко рассказала о процессах регламентации модели дуального образования и перспективах разработки нормативных актов федерального и областного уровней.
О практике применения дуальной модели в Учебном центре «МРСК-Урала» рассказала Морозова Элина Васильевна на примере обучения студентов УрФУ по программе первой рабочей профессии электромонтера.
Участники сошлись во мнении, что дуальная модель в данный момент является одним из самых актуальных направлений развития профессионального образования, ее реализация зависит и от оперативности внесения назревших изменений в законодательство и готовности образовательных организаций к выстраиванию диалога с предприятиями-заказчиками.
На практике многие вопросы остаются нерешенными. Один из таких вопросов - распределение зон ответственности между предприятием-заказчиком и образовательной организацией. Для формирования дуальных программ принципиально иметь некий «портрет идеального сотрудника» - перечень знаний, умений и навыков, который позволит сотруднику быть эффективным и максимально сократить адаптационный период на его рабочем месте. Сформировать такой «портрет» может только предприятие-заказчик.
Обсуждение темы дуального образования в формате круглого стола показало высокую продуктивность и заинтересованность участников. Учебный центр «Мрск-Урала» благодарит всех участников за то, что сделали мероприятие интересным и по-настоящему полезным и надеется на дальнейшее сотрудничество и формирование постоянной площадки для дискуссий.
В ходе мероприятия были затронуты и другие актуальные темы современного образования, которые, в свою очередь, требуют более детального рассмотрения. Поэтому в ближайшее время в Учебном центре «МРСК-Урала» планируется проведение ряда круглых столов, посвященных актуальным темам профессионального образования: